Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Адаптация

 
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды.Между организмом и этой средой устанавливаются  правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим  влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления,  укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями,  привязанность к ним.  

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведениеребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения  объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у  него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также  сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в  частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных  процессов. Однако мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий  жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо  отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей  жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении  показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным  условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.
К таким нарушениям относят:    
  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)    
  • нарушение сна (дети не могут  заснуть, сон кратковременный, прерывистый)    
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно  отметить и более глубокие расстройства:    
  • повышение температуры тела    
  • изменения характера стула    
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность  привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных  особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой  детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования  воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в  последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя  чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам  выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру  поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к  какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним.  Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в  ту или иную адаптационную группу, т.е. модель его поведения находится на  "стыке" двух групп, является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых  говорилось выше.  

Ниже  приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и  уметь родители:    
  • Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.    
  • Неформальное посещение детского сада. Это прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.    
  • Каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода. Принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).    
  • В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3 часов.    
  • Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.    
  • Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.    
  • Очень полезны экскурсии по  группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО: до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета). В первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни. Приблизить домашние условия к особенностям детского сада: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, надо заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть  дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны  быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям  первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй  должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения. Не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать  от 20 дней до 2-3 месяцев, особенно если ребёнок заболел в процессе адаптации. Иногда после выздоровления ребёнку приходится привыкать заново. Но это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка  подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами - согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и  индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий  воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему  адаптации на должном уровне.  

При лёгкой  адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10–15 дней. Отмечается  незначительное снижение  аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает  возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.